Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,
чтобы полюбить, надо узнать,
узнав – невозможно не полюбить.
А.Н. Сладков
ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Тема инновационной площадки:
" Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детейстаршего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности"
Актуальность: Системно-деятельностный подход в формировании экологической культуры дошкольников можно отнести к одному из самых эффективных. Учитывая, что данный подход к формированию экологических знаний и умений дошкольников осуществляется через знакомство детей с профессиями экологической направленности следует отметить новизну данного проекта. Дети не только знакомятся с новыми для них профессиями, но и учатся взаимодействовать с природой и природными объектами через выполнение простейших трудовых действий связанных с этими профессиями. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания- не те, что донесены до детей педагогами и заучены, а те что добыты самостоятельно, в ходе выполнения практической деятельности с растениями, наблюдений, опытов, исследовательской работы.
Цель: формирование экологической культуры через знакомство с профессиями экологичечской направленности.
Задачи:
- повышение квалификации педагогов ДОУ;
- разработка, апробация и внедрение программы "Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности;
- включение педагогов ДОУ, воспитанников, родителей, представителей общественности в систему эффективного социального партнерства;
- формирование банка методических и дидактических материалов (конспекты ООД, картотеки игр, опытов, наблюдений, стихов, развлечения, квест-игры, леп-буки и др.;
- распространение опыта по преобразованию образовательного пространства, создание эколого-образовательной среды, вовлечение родителей и других социальных партнеров о образовательный процесс;
- оценка функционирования и диагностика эффективности инновационной программы.
Основная идея инновационного проекта: создание методической и дидактической базы для педагогов и условий (РППС), при которых у детей будет формироватьсяэкологическая культурачерез непосредственное общение с природой и выполнение элементарных и посильных для детей трудовых действий характерных для профессий экологической направленности. (Ранняя профориентация. профессиональные пробы.)
Новизна: Экологическое воспитание, знакомство с профессиями в рамках Познавательного развития всегда имело место быть в программе воспитания дошкольников. Новизна и инновационность решений предлагаемых проектом заключается в том, что решение проблемы экологического воспитания рассматривается через знакомство с профессиями (ранняя профориентация).
Нормативная база:
Локальные акты:
Приказ 04. 09. 2017г. № 42-од – «О создании рабочей группы по реализации инновационного проекта»
Приказ 04.09.2017г. №43-од – «О разработке программы «Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности».
Приказ 19. 03. 2018 №18/1-од – «Об утверждении программы «Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности».
Положения:
Положение о деятельности ОУ в статуте МИП
Положение об УОУ МДОУ
Организации соисполнители:
№ п/п |
Наименование организации соисполнителя инновационного проекта |
Основные функции организации соисполнителя инновационного проекта) |
1 |
МОУ Мокеевская СОШ |
Организация экскурсий на УОУ школы, знакомство с деятельностью «Школьного лесничества» |
2 |
Совхоз им. Ф.Э.Дзержинского |
Организация встреч со специалистами с/х |
3 |
ТК «Лазаревское» |
Спонсорская помощь в приобретении растений для цветников (оформление цветников) |
4 |
Библиотека Мокеевского ДК |
Знакомство с библиотечным фондом, проведение конкурсов, выставки, совместные мероприятия и акции |
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 21 «Ласточка»ЯМР
Программа деятельности региональной инновационной площадки «Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности».
Методические рекомендации по использованию программы.
Программа «Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детей старшего возраста с профессиями экологической направленности».
Диагностические материалы
«Профессиональная деятельность взрослых связанная с экологией» На основе авторской методики (Л.В. Куцакова) (Бланк)
Данную методику мы применили для выявления уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях связанных с экологией. Детям были предложены вопросы о трудовой деятельности взрослых (Кто где работает?), вопросы о знании основных трудовых процессов (Кто что делает?), вопрос о знании основных материалах, орудиях труда, инструментах и механизмах, необходимых для работы.
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста. (Бланк)
Диагностика проводилась по трём направлениям:
1. Представления детей о живой и не живой природе.
2, Отношение детей к природе
3. Практическая деятельность детей в природе.
В результате освоения программы нашей инновационной площадки получились следующие результаты:
Представления | Отношение к природе | Практическая деятельность | |||
---|---|---|---|---|---|
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
I – УРОВЕНЬ | |||||
19 % | 74% | 15 % | 0 % | 17 % | 0 % |
II – УРОВЕНЬ | |||||
41 % | 20 % | 59 % | 26 % | 50 % | 33 % |
III – УРОВЕНЬ | |||||
34 % | 47 % | 26 % | 55 % | 33 % | 45 % |
IV – УРОВЕНЬ | |||||
6 % | 26 % | 0 % | 19 % | 0 % | 22 % |
Представления | Отношение к природе | Практическая деятельность | |||
---|---|---|---|---|---|
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Начало года |
I -УРОВЕНЬ | |||||
18 % | 1 % | 18 % | 3 % | 20 % | 0 % |
II – УРОВЕНЬ | |||||
32 % | 20 % | 47 % | 27 % | 45 % | 20 % |
III – УРОВЕНЬ | |||||
41 % | 43 % | 32 % | 48 % | 30 % | 55 % |
IV – УРОВЕНЬ | |||||
9 % | 36 % | 3 % | 22 % | 5 % | 25 % |
Профориентационный опросник. (Бланк)
Данный опросник позволил определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5 – 7- летнего возраста. По итогам заключительной диагностики, можно сделать вывод, что у детей вырос интерес к профессиям типа "Человек – природа", таким как садовник, агроном, овощевод и т.д.
Человек-Природа | Человек-Техника | Человек-Человек | Человек-Худож.творчество | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |||||||
6,6 | 7,8 | 3,8 | 2,9 | 4,2 | 4,2 | 3,3 | 3 |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |||||||
3,6 | 7,6 | 4 | 3,5 | 4,9 | 3,6 | 3,3 | 3,3 |
Банк методических материалов
Педагогический совет № 1 "Человек и природа неотделимы". (2017-2018 уч.г.)
Цель: совершенствование работы педагогов ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников. Создание и утверждение плана работы инновационной площадки.
Педагогический совет №2 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через системно – деятельностный подход в процессе знакомства с профессиями экологической направленности». (2018-2019 уч.г.)
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Протокол педагогического совета.
Педагогический совет № 3 "Роль педагога в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста". (2019-2020 уч.г.)
Цель: совершенствовать работу педагогов в детском саду по знакомству с профессиями экологической направленности".
Круглый стол
№1. Тема: «Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию и образованию и образованию» (март 2018 г.)
№2. Тема: "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности по экологии в ДОУ".
№3. Тема: "Обзор современных программ по экологии для дошкольных учреждений."
Мастер-класс
Тема: "Профессии экологической направленности, как одно из средств экологического воспитания дошкольников".
Тема:"Роль учителя логопеда в экологическом воспитании".
Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»
Семинар-практикум
День профессионального мастерства "Мост в экологию" 08.02.2018 г.
«Развитие интереса к природе и профессиям экологической направленности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (Январь 2019 г.)
Конспекты НОД
Конспект ООД: «Знакомство с профессией садовника»;
Конспект ООД: «Забота о лесе» (знакомство с профессией лесничего);
Конспект ООД: «Станция «Лесная» (знакомство с профессией егеря);
Конспект ООД: «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»;
Конспект ООД: «Лесник – хозяин леса»;
Конспект ООД: «Знакомство с профессией агронома» ;
Конспект ООД: «Профессии – «Овощевод» и «Садовод»;
Конспект ООД: «Профессия дворник»;
Конспект прогулки: "Зима: Наблюдаем за работой дворника";
Конспект ООД: "Знакомство с профессией ветеринара";
Конспект ООД: "Знакомство с профессией орнитолог";
Консультации для педагогов
"Новые подходы к организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности" (декабрь 2017 г.);
"Методы экологического воспитания"; (май 2018 г.);
"Работа по ознакомлению с природой в календарном плане"(декабрь 2018 г.);
"Перспективное и календарное планирование эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста";
"Значение иллюстративных пособий в работе по экологическому воспитанию";
"Структура детского экспериментирования";
"Методика детского экспериментирования";
"Требования к организации труда в уголке природы";
"Игра, как один из методов ознакомления детей с природой";
"Моделирующая деятельность в процессе экологического воспитания";
"Словесные методы в системе экологического воспитания";
"Организация эколого-развивающей среды в ДОУ"
Родительские собрания
Тема: : «Мы – инновационная площадка по экологическому воспитанию; В экологию вместе" (ноябрь 2017 г.);
Тема: "Природа и мы";
Тема: "Дошкольник в мире профессий. Эколог-это кто?";
Методические пособия
Лепбук "В мире экологических профессий".
Профессия "Овощевод".
Профессия "Эколог"
Профессия "Лесник"
Профессия "Садовник"
Лепбук "Берёзка"
Лепбук "Деревья"
Папка с дидактическим материалом о профессиях.
Профессия "Эколог".
- О профессии "эколог"- описание.
- Беседы о профессии "эколог".
- Словесные игры.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Стихотворения о профессии.
- Загадки.
- Образовательно-игровые ситуации.
- Экспериментирование
- Экскурсия в парк "Юный эколог".
- Разукрашки по теме.
Профессия "Агроном".
- Описание профессии.
- Стихи про хлеб.
- Пословицы и поговорки.
- Загадки.
- Считалки.
- Интересные факты.
- Разукрашки.
Профессия "Овощевод".
- Описание профессии.
- Конспект ООД "Репка" (аппликация).
- Игра-драматизация "Репка".
- Стихи о профессии.
- Загадки.
- Разукрашки.
Профессия "Лесник".
- Описание профессии. (Краткая характеристика, историческая справка, орудия труда лесника).
- Стихи о профессии.
- О диких животных.
- Деревья в лесу.
- Грибы в лесу.
- Лесные цветы и ягоды.
- Отрывки из художественных произведений.
- Пословицы и поговорки о профессии.
- Доскажи словечко….
- Ребусы.
- Загадки.
- Кроссворд.
- Разукрашки.
Профессия "Ветеринар"
- Описание профессии.
- Дидактические игры и упражнения.
- "Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника".
- Стихи о профессии.
- Сказки и рассказы.
- Разукрашки.
Проекты
Проект "Благоустройство прогулочного участка"
Проект "Осень незаметно подкралась к опушке".
Мини-проект "Дошкольник в мире профессий"
(Профессия – "Эколог")
Проект "Эколог профессия будущего"
Проект "Мы - овощеводы".
Проект "Мы - цветоводы"
Разное…
Дидактическая игра "Во саду ли в огороде..."
Фото банк
Уголок живого леса
На территории нашего детского сада был создан уголок леса.
Цель уголка леса - это формировать представление о лесе, как о сообществе растений и животных, о неразрывной связи человека и природы. Формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в лесу. Развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества. Развитие интереса и любви к природе.
Уголок леса позволяет:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для ознакомления с профессиями связанными с лесом.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить наблюдения в разные времена года, игры, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Опытнический участок
В летний период