Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ласточка» ЯМР

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,

чтобы полюбить, надо узнать,

узнав – невозможно не полюбить.
А.Н. Сладков

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности.

Тема инновационной площадки:

" Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детейстаршего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности"

Актуальность: Системно-деятельностный подход в формировании экологической культуры дошкольников можно отнести к одному из самых эффективных. Учитывая, что данный подход к формированию экологических знаний и умений дошкольников осуществляется через знакомство детей с профессиями экологической направленности следует отметить новизну данного проекта. Дети не только знакомятся с новыми для них профессиями, но и  учатся взаимодействовать с природой и природными объектами через выполнение простейших трудовых действий связанных с этими профессиями. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания- не те, что донесены до детей педагогами и заучены, а те что добыты самостоятельно, в ходе выполнения практической деятельности с растениями, наблюдений, опытов, исследовательской работы.

Цель: формирование экологической культуры через знакомство с профессиями экологичечской направленности.

Задачи:

  • повышение квалификации педагогов ДОУ;
  • разработка, апробация и внедрение программы "Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности;
  • включение педагогов ДОУ, воспитанников, родителей, представителей общественности в систему эффективного социального партнерства;
  • формирование банка методических и дидактических материалов (конспекты ООД, картотеки игр, опытов, наблюдений, стихов, развлечения, квест-игры, леп-буки и др.;
  • распространение опыта по  преобразованию образовательного пространства, создание эколого-образовательной среды, вовлечение родителей и других социальных партнеров о образовательный процесс;
  • оценка функционирования и диагностика эффективности инновационной программы.

Основная идея инновационного проекта: создание методической и дидактической базы для педагогов и условий (РППС), при которых у детей будет формироватьсяэкологическая культурачерез непосредственное общение с природой и выполнение элементарных и посильных для детей трудовых действий характерных для профессий экологической направленности. (Ранняя профориентация. профессиональные пробы.)

Новизна: Экологическое воспитание, знакомство с профессиями в рамках  Познавательного развития всегда имело место быть в программе воспитания дошкольников. Новизна и инновационность решений предлагаемых проектом заключается в том, что решение проблемы экологического воспитания рассматривается через знакомство с профессиями (ранняя профориентация).

Нормативная база:

Локальные акты:

Приказ 04. 09. 2017г. № 42-од – «О создании рабочей группы по реализации инновационного проекта»

Приказ 04.09.2017г. №43-од – «О разработке программы «Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности».

Приказ 19. 03. 2018 №18/1-од – «Об утверждении программы «Формирование экологической культуры дошкольников старшего возраста через знакомство с профессиями экологической направленности».

Положения:

Положение о деятельности ОУ в статуте МИП

Положение об УОУ МДОУ

Организации соисполнители:

№ п/п

Наименование организации соисполнителя инновационного проекта

Основные функции организации соисполнителя инновационного проекта)

1

МОУ Мокеевская СОШ

Организация экскурсий на УОУ школы, знакомство с деятельностью «Школьного лесничества»

2

Совхоз им. Ф.Э.Дзержинского

Организация встреч со специалистами с/х

3

ТК «Лазаревское»

Спонсорская помощь в приобретении растений для цветников (оформление цветников)

4

Библиотека Мокеевского ДК

Знакомство с библиотечным фондом, проведение конкурсов, выставки, совместные мероприятия и акции

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 21 «Ласточка»ЯМР

Программа деятельности региональной инновационной площадки «Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности».

Методические рекомендации по использованию программы.

Программа «Формирование экологической культуры через системно-деятельностный подход в процессе знакомства детей старшего возраста с профессиями экологической направленности».

Диагностические материалы

«Профессиональная деятельность взрослых связанная с экологией»  На основе авторской методики (Л.В. Куцакова) (Бланк)

Данную методику мы применили для выявления уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях связанных с экологией. Детям были предложены вопросы о трудовой деятельности взрослых (Кто где работает?), вопросы о знании основных трудовых процессов (Кто что делает?), вопрос о знании основных материалах, орудиях труда, инструментах и механизмах, необходимых для работы. 

Результаты диагностики

Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста. (Бланк)

Диагностика проводилась по трём направлениям:

1. Представления детей о живой и не живой природе. 

2, Отношение детей к природе

3. Практическая деятельность детей в природе.

В результате освоения программы нашей инновационной площадки получились следующие результаты:

Методика диагностики экологического образования детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
Представления Отношение к природе Практическая деятельность
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
 I – УРОВЕНЬ
19 % 74%  15 %  0 % 17 %  0 %
 II – УРОВЕНЬ
41 % 20 %  59 %  26 % 50 %  33 %
 III – УРОВЕНЬ
 34 % 47 %  26 %  55 % 33 % 45 %
 IV – УРОВЕНЬ
6 %  26 %  0 %  19 % 0 % 22 %
Методика диагностики экологического образования детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представления Отношение к природе Практическая деятельность
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Начало года
I -УРОВЕНЬ
18 % 1 % 18 % 3 % 20 %  0 %
II – УРОВЕНЬ
32 % 20 % 47 % 27 % 45 % 20 %
III – УРОВЕНЬ
41 % 43 % 32 % 48 % 30 % 55 %
IV – УРОВЕНЬ
9 % 36 % 3 % 22 % 5 % 25 %


Профориентационный опросник. (Бланк)

Данный опросник позволил определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник 5 – 7- летнего возраста. По итогам заключительной диагностики, можно сделать вывод, что у детей вырос интерес к профессиям типа "Человек – природа", таким как садовник, агроном, овощевод и т.д.

Профориенационный опросник (Е.И.Климов)
Человек-Природа Человек-Техника Человек-Человек Человек-Худож.творчество
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6,6 7,8 3,8 2,9 4,2 4,2 3,3 3
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
3,6 7,6 4 3,5 4,9 3,6 3,3 3,3
 
 

Банк методических материалов

Педагогический совет № 1 "Человек и природа неотделимы". (2017-2018 уч.г.)

Цель: совершенствование работы педагогов ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников. Создание и утверждение плана работы инновационной площадки. 

Педагогический совет №2 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через системно – деятельностный подход в процессе знакомства с профессиями экологической направленности». (2018-2019 уч.г.)

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Протокол педагогического совета.

 

Педагогический совет № 3 "Роль педагога в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста". (2019-2020 уч.г.)

Цель: совершенствовать работу педагогов в детском саду по знакомству с профессиями экологической направленности".

Круглый стол

№1. Тема: «Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию и образованию и образованию» (март 2018 г.)

№2. Тема: "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности по экологии в ДОУ".

№3. Тема: "Обзор современных программ по экологии для дошкольных учреждений."

Мастер-класс

Тема: "Профессии экологической направленности, как одно из средств экологического воспитания дошкольников".

Тема:"Роль учителя логопеда в экологическом воспитании".

Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»

Семинар-практикум

День профессионального мастерства "Мост в экологию" 08.02.2018 г.

«Развитие интереса к природе и профессиям экологической направленности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (Январь 2019 г.)

                                                                                                                                             Конспекты НОД

Конспект ООД: «Знакомство с профессией садовника»;

Конспект ООД:  «Забота о лесе» (знакомство с профессией лесничего);

Конспект ООД: «Станция «Лесная» (знакомство с профессией егеря);

Конспект ООД: «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»;

Конспект ООД: «Лесник – хозяин леса»;

Конспект ООД: «Знакомство с профессией агронома» ;

Конспект ООД: «Профессии – «Овощевод» и «Садовод»;

Конспект ООД: «Профессия дворник»;

Конспект прогулки: "Зима: Наблюдаем за работой дворника";

Конспект ООД: "Знакомство с профессией ветеринара";

Конспект ООД: "Знакомство с профессией орнитолог";

Консультации для педагогов

"Новые подходы к организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями экологической направленности" (декабрь 2017 г.);

"Методы экологического воспитания"; (май 2018 г.);

"Работа по ознакомлению с природой в календарном плане"(декабрь 2018 г.);

"Перспективное и календарное планирование эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста";

"Значение иллюстративных пособий в работе по экологическому воспитанию";

"Структура детского экспериментирования";

"Методика детского экспериментирования";

"Требования к организации труда в уголке природы";

"Игра, как один из методов ознакомления детей с природой";

"Моделирующая деятельность в процессе экологического воспитания";

"Словесные методы в системе экологического воспитания";

"Организация эколого-развивающей среды в ДОУ"

Родительские собрания

Тема: : «Мы – инновационная площадка по экологическому воспитанию; В экологию вместе" (ноябрь 2017 г.);

Тема: "Природа и мы";

Тема: "Дошкольник в мире профессий. Эколог-это кто?";

Методические пособия

Лепбук "В мире экологических профессий".   

    

    Профессия "Овощевод".

     

      

Профессия "Эколог"

      

Профессия "Лесник"

     

      

Профессия "Садовник"

     

     

    Лепбук "Берёзка" 

         

    Лепбук "Деревья"

          

    Папка с дидактическим материалом о профессиях.

     

     Профессия "Эколог".

  • О профессии "эколог"- описание.
  • Беседы о профессии "эколог".
  • Словесные игры.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Стихотворения о профессии.  
  • Загадки.
  •  Образовательно-игровые ситуации.
  • Экспериментирование
  •  Экскурсия в парк "Юный эколог".
  •  Разукрашки по теме.

Профессия "Агроном".

  • Описание профессии.
  • Стихи про хлеб.
  • Пословицы и поговорки.
  • Загадки.
  • Считалки.
  • Интересные факты.
  • Разукрашки.

Профессия "Овощевод".

  • Описание профессии.
  • Конспект ООД "Репка" (аппликация).
  • Игра-драматизация "Репка".
  • Стихи о профессии.
  • Загадки.
  • Разукрашки.

Профессия "Лесник".

  • Описание профессии. (Краткая характеристика, историческая справка, орудия труда лесника).
  • Стихи о профессии.
  • О диких животных.
  • Деревья в лесу.
  • Грибы в лесу.
  • Лесные цветы и ягоды.
  • Отрывки из художественных произведений.
  • Пословицы и поговорки о профессии.
  • Доскажи словечко….
  • Ребусы.
  • Загадки.
  • Кроссворд.
  • Разукрашки.

Профессия "Ветеринар"

  • Описание профессии.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • "Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника".
  • Стихи о профессии.
  • Сказки и рассказы.
  • Разукрашки.​​​​​​​​​​​​​​

 ​​​​​​​Проекты

Проект "Благоустройство прогулочного участка"

 

Проект "Осень незаметно подкралась к опушке".

                                                                                                                                              

Мини-проект "Дошкольник в мире профессий"

(Профессия – "Эколог")

Проект "Эколог профессия будущего"

Проект "Мы - овощеводы".

Проект "Мы - цветоводы"

Разное…

  

  

   

  

Дидактическая игра "Во саду ли в огороде..."

  ​​​​​​​

 Фото банк

Уголок живого леса

 

На территории нашего детского сада был создан уголок леса.

Цель уголка леса - это формировать представление о лесе, как о сообществе растений и животных, о неразрывной связи человека и природы. Формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в лесу. Развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества. Развитие интереса и любви к природе.

Уголок леса позволяет:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для ознакомления с профессиями связанными с лесом.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить наблюдения в разные времена года, игры, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.​​​​​​​

 

 

 

Опытнический участок

В летний период