Добро пожаловать на страничку педагога-психолога
I-квалификационной категории
Екатерина Анатольевна Птицына
Девиз моей деятельности!
"Я, ты, он, она -
вместе лучшие друзья"
Чтобы психика ребёнка
Не внушала взрослым страх,
Им психолог нужен тонкий,
Подсказать, когда и как,
Объяснить и то, и это,
Персональный сделать тест,
Дать родителям ответы,
Почему их сын не ест…
Психология – наука,
Непростая, братцы, штука.
Без психолга в наш век
Жить не сможет человек!
Ф.И.О. : Екатерина Анатольевна Птицына
Дата рождения: 18.06.1974 года
Место работы: МДОУ № 21 "Ласточка" ЯМР
Образование: высшее педагогическое. Окончила Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского в 2013 году. По специальности дошкольная педагогика и психология детства.
В 2011 году прошла курсы повышения квалификации в ИРО г.Ярославля по теме: «Особенности психологического сопровождения детей в условиях внедрения инноваций в образовательном учреждении».
Педагогический стаж: общий - 27 лет; педагогический – 22 года; в учреждении – 15 лет.
Стаж в занимаемой должности более 4 года.
Профессиональные интересы: Постоянное совершенствование во владении педагогическими технологиями, через самообразование и КПК. Интерес к детям - одна из составляющих педагогической профессиии.
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под-держка процесса формирования команды единомышленников.
Функции психологической службы ДОУ
Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Цель моей деятельности:
Осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Основная функция психолога в дошкольном учреждении – создание условий для охраны физического и психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии, развитие способностей каждого ребёнка.
Деятельность педагога-психолога идет по следующим направлениям:
- Психологическая диагностика;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое просвещение и психологическая профилактика;
- Психологическое консультирование;
- Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
Организация психологического сопровождения.
В ДОУ функционирует психологическая-педагогическая служба. Ее деятельность включает диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, которая осуществляется (психолог, учитель-логопед, старшая медицинская сестра) в тесной связи с медицинским, педагогическим и методическим блоками.
Основные задачи:
1.Оказание специализированной помощи детям с целью повышения социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка.
2. Поиск новых форм и методов работы с детьми из группы риска.
3.Проведение консультационной работы с педагогическим коллективом, направленной на создание положительного социально-психологического климата в коллективе.
4.Оказание социально-психологической помощи семьям.
Вывод: в детском саду ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей. Важная роль в этой работе отводится организации питания и закаливанию детей, созданию психологической комфортности для дошкольников.
Психолог в детском саду? Нужен!
Основная задача психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
А теперь о наиболее распространенных «мифах» о психологе в детском саду:
- Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители – сторонники этого взгляда – порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
- Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог – «это все одно и то же». То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
- Закон «Об образовании в РФ» от 22.08.04г. № 122-ФЗ;
- Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
- Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;
- Положение о Службе практической психологии образования в Российской Федерации, принятое решением Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;
- Этический кодекс педагога-психолога;
- Положение о психологической службе в системе народного образования;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;
-
Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения;
-
Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения;
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ;
Организационно-методическая:
- Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года);
- Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных программ;
- Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года);
- Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года);
- Посещение городских методических объединений;
- Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями МО и супервизорами;
- Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год
Психологическое просвещение: это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции; тематические выставки психологической литературы; беседы; семинары; родительские клубы; оформление информационного пространства ДОО (наглядная информация для родителей, памятки, мини-библиотеки и пр.).
Коррекционно-развивающая: систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).
Консультативная:
Индивидуальная
- С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
- экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы.
- С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
Групповая
- С родителями:
- родительский клуб «Малышок»;
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных листов в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотеки родителей.
- С педагогами:
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- тренинг.
Методическая:
- оформление документации;
- формирование банка данных ПМПк;
- участие в методических объединениях педагогов-психологов;
-курсы повышения квалификации;
- методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану;
- изучение психолого-педагогической литературы.
Психологическая диагностичестика: психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; психолого-педагогическое изучение личности ребенка. Психологическое обследование каждого ребенка проводится: при поступлении в детский сад; при переходе на новый возрастной этап; в процессе подготовки детей к школе. Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
Познавательная сфера
1.Мышление;
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
2. Память;
- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие;
- формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика;
- мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера
- Проявление агрессивного поведения.
- Страхи.
- Повышенная тревожность
- Симптомы психосоматики.
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая работа и индивидуальная коррекционная работа.
Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагога и родителей.
В ДОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.
Психологическая профилактика: Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиолигическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.
Перечень документации педагога-психолога;
Лист психологической адаптации;
Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к структуре основной образовательной программы;
-требований к результату освоения основной образовательной программы;
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
· Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
· Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
· Возрастная адекватность дошкольного образования
· Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
Работа с родителями. Основная тематика консультаций:
- Адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- Страхи;
- Агрессивность;
- Эмоциональное неблагополучие и его причины;
- Непослушание;
- Кризис 3-х лет;
- Двигательная активность дошкольников;
- Тревожность;
- Левшество;
- Развитие микромоторики;
- Низкий уровень развития познавательных процессов;
- Нарушения в сфере общения;
- Энурез;
- Застенчивость;
- Нестабильность эмоционального состояния;
- Гиперактивность;
- Отсутствие самостоятельности;
Работа с педагогами. Основная тематика консультаций:
- Адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- Страхи;
- Агрессивность;
- Психологическое неблагополучие;
- Кризис 3-х лет;
- Тревожность;
- Левшество;
- Развитие микромоторики;
- Низкий уровень развития познавательных процессов;
- Нарушения в сфере общения;
- Застенчивость;
- Гиперактивность;
.
Паспорт кабинета педагога-психолога
Полезные психологические сайты
http://azps.ru/ на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.
http://psihe.ru/news.php сайт психологии, где Вы можете получить самую актуальную и информацию о развитии человека, психологии личности, влияния социума на человека и другие не менее интересные сведения.
http://psychology.net.ru/top/?cat_id=1&g=4 сайт, который будут полезен не только педагогам-психологам, педагогам ДОУ, но и родителям. Актуальная информация из мира психологии, статьи, форум, а также раздел психологическое консультирование.
http://www.gestalt.kz/ На сайте размещены статьи и книги, описание программ и тренингов, которые могут быть вам полезны. В разделе форума «Консультации» можно получить профессиональную психологическую помощь.
http://upsihologa.com.ua/Здесь можно просто пообщаться, а так же найти материалы по психологии, анонсы тренингов, психологических конференций, фестивалей. Можно легко найти психолога в своём регионе, или же записаться на платную онлайн-консультацию.
http://flogiston.ru/reviews/sites проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня: информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ, новости об актуальных событиях в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзоры новых психологических книг, анонсы интересных психологических сайтов.
http://www.popsy.ru/psychology_face/ сайт журнала «Популярная психология»
http://vch.narod.ru/ Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.
http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000 на сайте представлены развивающие и коррекционные методики, игря для детей. Будет полезен широкому кругу читателей.
http://www.psychologos.ru/Психологос энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео-иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.
http://psyfactor.org/partners.htm информационный ресурсный центр по научной и практической психологии.