Доступная среда
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации "Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
-
дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-
дети с нарушениями речи;
-
дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
-
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
-
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
-
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
-
дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ )
Инклюзивное образование – это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
План мероприятий ("Дорожная карта") МДОУ № 21 "Ласточка" ЯМР по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нём услугам.
Нормативно-правовое обеспечение
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Сайт государственной программы
Российской Федерации "Доступная среда"
Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании "Люди так не делятся" (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы "Доступная среда")
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
- Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП (АООП).
- Организация деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом.
- Создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
- Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия).
- Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников.
- Материально-техническое оснащение (кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, медицинский кабинет).
- Создание атмосферы эмоционального комфорта.
- Обеспечение доступа в здание
- Обеспечение питания обучающихся.
- Обеспечение охраны здоровья обучающихся.
В МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи(ТНР), задержкой психического развития(ЗПР). С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты:
- учитель-логопед
- педагог-психолог
- 2 муз. руководителя
- инструктор по физкультуре
- воспитатели
- медсестра.
Паспорт доступности социальной ифраструктуры.
Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Сведения о наличии библиотеки, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ОВЗ.
О доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР имеет оснащение и оборудование, необходимое для всех видов коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
В нашем детском саду в 2021/2022 уч. году функционируют 5 групп комбинированного вида, которые посещают и дети с ОВЗ и 3 ребёнка с инвалидностью.
в группе раннего возраста "Снегири" (1,5 – 3) года – 1 ребёнок с ОВЗ + 1 ребёнок инвалид;
в группе дошкольного возраста "Непоседы" (3-4) года: 3 ребенка с ОВЗ;
в группе дошкольного возраста "Пчёлки" (4-5) лет – 2 ребёнка с ОВЗ;
в группе дошкольного возраста "Божьи коровки" (5-6) лет – 2 ребёнка с ОВЗ + 2 ребёнка инвалида;
в группе дошкольного возраста "Радуга" (6-7) лет – 7 детей с ОВЗ.
Для каждого возраста и в зависимости от диагноза разработаны Адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Специальных кабинетов для практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. Занятия проводятся в групповых помещениях.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, выделена «буфетная зона» (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Ведется систематическая работа по благоустройству развивающей предметно-пространственной среды. РППС в группах оборудована с учетом возрастных особенностей детей, гендерного подхода. Помещения групповых комнат разделены на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследований и игр. Каждый центр направлен на реализацию преимущественных задач образовательных областей, а так же имеет возможности их гибкой интеграции. Центры активности предусматривают возможность проведения как совместной, так и самостоятельной деятельности по выбору детей.
Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
На территории МДОУ имеется уголок живого леса, опытно-экспериментальная площадка (мини-огород, теплица, цветники). Функционал: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, элементарный труд, проведение НОД по ознакомлению с окружающим.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
- проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинета:
- зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
- зеркала для индивидуальной работы;
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей;
- стулья детский;
- стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию.
в) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога предназначен для:
- проведения диагностического обследования психологического развития детей дошкольного возраста;
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий педагога-психолога с детьми.
-проведения консультаций для педагогов и родителей
-проведение тренингов
Музыкальный зал
Музыкальный зал в МДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Общая площадь музыкального зала – 77,8 кв.м.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный зал оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Информация о библиотеке(ах), приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ используется библиотека методического кабинета, групповые мини-библиотеки.
В методическом кабинете расположена библиотека учебно-методической литературы по образовательным областям, подборка изданий периодической печати, электронные ресурсы, детская художественная литература.
В групповых помещения расположены мини-библиотеки, включающие в себя учебно-методическую литературу, художественную литературу для чтения детям.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Имеется музыкальный/физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь зала – 77,8 кв.м. Освещенность – естественная 4 окна, искусственная – 5 светильников.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи разного диаметра, мешки с песком, обручи разного диаметра, ленточки, флажки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, мешочки для метания, скакалки. Нестандартное оборудование: мячи для фитбола, мягкие модули, оборудование для подвижных игр (тоннели, поролоновые мячи), следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории МДОУ имеется спортивная площадка.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входные площадки имеют навесы, домофоны. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Информация о специальных условиях питания
В МДОУ № 21 «Ласточка» организовано 5-и разовое сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню, утвержденным заведующей МДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В МДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты. В штате учреждения имеется медицинский работник – старшая медицинская сестра. В МДОУ организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, представленным в методическом кабинете, групповым сборникам исключительно под руководством педагога.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МДОУ имеются технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) – в музыкальном зале;
- музыкальные центры (музыкальный зал);
- магнитофон
- акустические колонки, микрофоны.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МДОУ оборудованием.
Специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ не используются.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Отсутствует