Меню сайта

Доступная среда

В современном обществе создание доступности образовательного пространства  – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации "Особое внимание  требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

  • дети с нарушениями речи;

  • дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

  • дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ )

Инклюзивное образование – это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 

Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

План мероприятий ("Дорожная карта") МДОУ № 21 "Ласточка" ЯМР по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нём услугам.

Нормативно-правовое обеспечение

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»

Сайт государственной программы
Российской  Федерации "Доступная среда"

Телевизионные и аудиоролики коммуникационной кампании "Люди так не делятся" (разработаны Минздравсоцразвития РФ в рамках программы "Доступная среда")

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада

  • Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП (АООП).
  • Организация деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом.
  • Создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
  • Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия).
  • Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников.
  • Материально-техническое оснащение (кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, медицинский кабинет).
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта.
  • Обеспечение доступа в здание
  • Обеспечение питания обучающихся.
  • Обеспечение охраны здоровья обучающихся. 

В МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи(ТНР), задержкой психического развития(ЗПР). С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты: 

  • учитель-логопед
  • педагог-психолог
  • 2 муз. руководителя
  • инструктор по физкультуре
  • воспитатели
  • медсестра.

Паспорт доступности социальной ифраструктуры.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Сведения о наличии библиотеки, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ОВЗ.

О доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР имеет оснащение и оборудование, необходимое для всех видов коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

В нашем детском саду  в 2021/2022 уч. году функционируют 5 групп комбинированного вида, которые посещают и дети с ОВЗ и 3 ребёнка с инвалидностью.

в группе раннего возраста "Снегири" (1,5 – 3) года – 1 ребёнок с ОВЗ + 1 ребёнок инвалид;

в группе дошкольного возраста "Непоседы" (3-4) года: 3 ребенка с ОВЗ;

в группе дошкольного возраста "Пчёлки" (4-5) лет – 2 ребёнка с ОВЗ; 

в группе дошкольного возраста "Божьи коровки" (5-6) лет – 2 ребёнка с ОВЗ + 2 ребёнка инвалида;

в группе дошкольного возраста "Радуга" (6-7) лет – 7 детей с ОВЗ.

Для каждого возраста и в зависимости от диагноза разработаны Адаптированные образовательные программы дошкольного образования.


Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

Специальных кабинетов для практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. Занятия проводятся в групповых помещениях.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, выделена «буфетная зона» (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Ведется систематическая работа по благоустройству развивающей предметно-пространственной среды. РППС в группах оборудована с учетом возрастных особенностей детей, гендерного подхода. Помещения групповых комнат разделены на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследований и игр. Каждый центр направлен  на реализацию преимущественных задач образовательных областей, а так же имеет возможности их гибкой интеграции. Центры активности  предусматривают возможность проведения как совместной, так и самостоятельной деятельности по выбору детей.

Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.

На территории МДОУ имеется уголок живого леса, опытно-экспериментальная площадка (мини-огород, теплица, цветники). Функционал: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, элементарный труд, проведение НОД по ознакомлению с окружающим.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.

Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

  • проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
  • проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

1.Оснащение кабинета:

  • зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
  • зеркала для индивидуальной работы;
  • шкафы для хранения пособий;
  • столы для детей;
  • стулья детский;
  • стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

  • по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
  • по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
  • по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
  • по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию.

в) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.


Кабинет педагога-психолога

Кабинет педагога-психолога предназначен для:

 

- проведения диагностического обследования психологического развития детей дошкольного возраста;

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий педагога-психолога с детьми.

-проведения консультаций для педагогов и родителей

-проведение тренингов

Музыкальный зал

Музыкальный зал в МДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Общая площадь музыкального зала – 77,8 кв.м.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный зал оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

  

 Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

- методическая литература;

- наглядно-методические пособия;

-дидактические пособия;

-наглядно-дидактические пособия;

-наглядные пособия.

Информация о библиотеке(ах), приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ используется библиотека методического кабинета, групповые мини-библиотеки.

В методическом кабинете расположена библиотека учебно-методической литературы по образовательным областям, подборка изданий периодической печати, электронные ресурсы, детская художественная литература.

В групповых помещения расположены мини-библиотеки, включающие в себя учебно-методическую литературу, художественную литературу для чтения детям.


Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Имеется музыкальный/физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь зала – 77,8 кв.м. Освещенность – естественная 4 окна, искусственная – 5 светильников.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь  для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи разного диаметра, мешки с песком, обручи разного диаметра, ленточки, флажки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, мешочки для метания, скакалки. Нестандартное оборудование: мячи для фитбола,  мягкие модули, оборудование для подвижных игр (тоннели, поролоновые мячи), следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.

 

На территории МДОУ имеется спортивная площадка.

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).


Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входные площадки имеют навесы, домофоны. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.


Информация о специальных условиях питания

В МДОУ № 21 «Ласточка» организовано 5-и разовое сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню, утвержденным заведующей МДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.


Информация о специальных условиях охраны здоровья

В МДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ  имеется медицинский и процедурный кабинеты.  В штате учреждения имеется медицинский работник – старшая медицинская сестра. В МДОУ организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры).


Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.


Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, представленным в методическом кабинете, групповым сборникам исключительно под руководством педагога.


Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МДОУ  имеются технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) – в музыкальном зале;

- музыкальные центры (музыкальный зал);

- магнитофон

- акустические колонки, микрофоны.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МДОУ оборудованием.

Специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ не используются.


Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Отсутствует